На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Личные деньги советских детей

В каждом человеке с детства, наверное, генетически заложено чувство собственности. Например, каждый ребенок мечтает иметь свою территорию, на которую недопустимо вторжение взрослых, вещь, принадлежащая только ему. А еще самому купить то, что понравилось. Советские дети, не смотря на идейно-патриотическое воспитание, все равно оставались, прежде всего, детьми.



С любопытством и неподдельным интересом посещали они «Универмаг», «Детский мир», останавливались около киосков «Союзпечать», рассматривали витрины и мечтали, чтобы понравившийся предмет стал их. Хотелось новую игрушку, бант, красивую открытку, значок. Покататься на каруселях, поесть мороженого, пойти в кино. Старшие девчонки мечтали о косметике, современной одежде, обуви, но выбор всего этого был не велик.

Конечно, после походов по современным супермаркетам трудно представить полупустые прилавки, скудный ассортимент товаров того времени. Да и желания, на первый взгляд, кажутся уж больно простыми. Но так было. Правда, была еще одна существенная проблема – деньги. Ведь большинство семей в Советском Союзе жили от зарплаты до зарплаты. Карманных денег детям, как правило, не давали. На завтрак 10–15 копеек (и то не всегда, ведь были школы, где кормили детей бесплатно), на транспорт в городе туда и назад — максимум 10 коп. (хотя многие покупали проездные билеты). Ну, разве сэкономишь?

Да и воспитывалось скорее пренебрежительное, чем положительное отношение к деньгам. «Раньше думай о Родине, а потом о себе», – главный принцип воспитания подрастающего поколения не оставлял места для сознательного формирования ответственности к семейному бюджету, умения самостоятельно распоряжаться необходимыми средствами.

Если родители не давали желаемой суммы, где же ее можно было взять? Продавать товары на базаре считалось спекуляцией и даже презиралось. Иногда бабушка с дедушкой давали «на мороженое». Особенно под Новый год. Но хотелось постоянных пополнений.

Были пункты приема макулатуры, но там не всегда рассчитывались деньгами. Последние годы давали талончик на приобретение дефицитной книги, таковыми были произведения Жюль Верна, Майн Рида, Артура Конан Дойля, Вальтера Скотта, Александра Дюма и другие. Они были недоступны для основной массы населения. К примеру, «Всадника без головы» или «Остров сокровищ» можно было прочитать только в читальном зале не каждой библиотеки.

Еще принимали бутылки – 12 копеек за штуку. Их нужно было предварительно хорошо вымыть – иначе не возьмут. Хотя в сельских магазинах их предпочитали брать взамен полных. Да и с тарой были всегда перебои. Самым надежным способом раздобыть денег в деревнях, была сдача яиц – десяток 1 рубль 20 копеек. В теплое время, когда куры неслись хорошо, это было довольно неплохое подспорье. Во всяком случае, купить конфет (карамельки 100г – 16–18 коп.) и билет в кино (5 коп.) не составляло большого труда.

На селе детей приучали к труду с детства, поэтому на каникулах, они часто подрабатывали. Заготавливали лекарственные растения для аптек (шиповник, кукурузные рыльца, чернику, ромашку). Где-то до 60-х годов от частных лиц принимался металлолом, но позже этим стали заниматься пионерские отряды и комсомольские организации. Организовывалось соревнование. Заработанные деньги шли в разнообразные фонды: Мира, в помощь пострадавшим детям какого-то государства. А своих, личных все равно хотелось каждому. И выход находили.

До середины 60-х мальчишки выливали с норок сусликов, шкурки на заготовительных пунктах принимали по 5 коп. за штуку. Тем, кто сдавал больше всех, полагалась премия. Еще носили или возили на поля воду, переворачивали зерно, пасли коров, овец. Девочки ходили на прополку овощей, лесопосадок, были первыми в колхозных садах на сборе фруктов. Практически во всех районных центрах, были небольшие консервные заводы. Ребята мыли закаточные банки, сортировали необходимые продукты, из предоставленных заготовок изготовляли ящикотару, делали другую несложную подсобную работу. В день получалось копеек 70–90, но это были уже первые заработанные деньги. Их хотелось истратить как-то по-особенному. Например, купить себе часы, велосипед, фотоаппарат, поехать с классом на экскурсию. Одним словом, на память. Конечно, были и большие мечты – купить мопед, гитару, магнитофон, радиолу или хотя бы проигрыватель. Но здесь без родительской помощи обходилось редко. Сумма в 100 рублей была в те времена солидная.

Да, желание иметь карманные деньги, было у всех. Ведь это для родителей их ребенок всегда маленький. Они забыли, как приятно чувствовать себя самостоятельным, независимым, взрослым. Уметь самому распоряжаться хоть и небольшой суммой, дарить что-то лично выбранное и приобретенное своими руками.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх