В ноябре ВМС США у тихоокеанского побережья КНР и РФ организуют «акцию устрашения»
Сергей Ищенко
На фото: корабли Тихоокеанского флота США (Фото: Zuma/ ТАСС)
Вероятно, в ноябре командование Тихоокеанского флота ВМС США проведет беспрецедентную по размаху «акцию устрашения» Китая и России.
Как передает американская телекомпания CNN со ссылкой на источники в Пентагоне, серия одновременных учений может продлиться неделю и охватить огромную акваторию от китайского побережья до берегов Южной Америки.
Замысел заключается в том, чтобы задействовать боевые корабли, авиацию и соединения сухопутных войск для демонстрации готовности Соединенных Штатов «действовать оперативно и по нескольким фронтам».Из контекста ясно, что эта впечатляющая военная демонстрация адресуется, в первую очередь, Пекину. Потому что растущая на глазах боевая мощь Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в Тихоокеанском регионе все сильней подрывает давно сложившиеся здесь гегемонистские военно-политические позиции США. Однако очевидно, что заставить задуматься Пентагон намерен и Москву. Ведь, утверждает CNN, часть из намеченных учебных операций ВМС США может быть организована и возле российского побережья. Вероятно, имеется ввиду акватория Японского моря, которое от Охотского отделено только нашим островом Сахалин.
Почему задуманная Пентагоном предстоящая акция — из ряда вон? Почему ее нельзя оставить без внимания?
Прежде всего, потому, что любые военные учения такого масштаба всюду и в любой стране планируют заранее. Заранее выделяют на них немалые деньги из бюджета, топливо и моторесурс. Заранее приглашают наблюдателей из других государств. Заранее рассылают международные извещения для авиационного персонала (NOTAMS) и навигационные предупреждения для мореплавателей (NAVTEX), в которых извещают о закрытии в связи с маневрами четко обозначенных районов.
Ничего такого Вашингтон не сделал до сих пор. Потому что идея провести акцию еще только обсуждается, уверяет CNN. Но ей, как и любым крупным учениям, уже даже присвоено официальное наименование. Поэтому сомнений, что эта идея будет воплощена в жизнь, практически нет.
Выходит, Пентагон намерен пойти на не предусмотренные в военном бюджете 2018 года внеплановые расходы. Что само по себе свидетельствует о некой чрезвычайности ситуации с точки зрения Соединенных Штатов. Что же происходит?
Формальным поводом служит конфликт, имевший место в Южно-Китайском море неделю назад, 30 сентября. Тогда с точки зрения КНР американские военные организовали грубую провокацию. Ракетный эсминец ВМС США USS Decatur (DDG-73) прошел по самой кромке китайских территориальных вод — на расстоянии 12 морских миль от искусственных островов в акватории архипелага Спратли (китайское наименование — Наньша), созданных Китаем.
США, как и некоторые другие страны, оспаривают право китайцев на строительство здесь крупных военных баз. Поэтому в Вашингтоне считают, что эсминец Decatur всего лишь проводил демонстративную операцию «по обеспечению свободы навигации» в Южно-Китайском море. Но ему навстречу вышел новейший китайский эсминец УРО типа 052C (по принятому в НАТО обозначению — Luyang). Вблизи рифа Гейвен на полном ходу боевые корабли опасно сблизились — расстояние между бортами сократилось всего до 41 метра. При этом командир китайского эсминца беспрерывно требовал от американцев покинуть район и не нарушать государственной границы КНР. В Пентагоне эти действия китайских военных моряков публично очень раздраженно расценили как «небезопасные и непрофессиональные».
Но было бы, конечно, верхом наивности полагать, что только эти, на самом деле очень рискованные маневры у островов Спратли и толкнули теперь Пентагон на попытку внезапно привести в движение всю свою военно-морскую и военно-воздушную армады на Тихом океане. На самом деле, 30 сентября у рифа Гейвен мир стал свидетелем лишь маленького эпизода давно развернувшейся в этих водах борьбы ракетно-ядерных титанов. И чем завершится эта борьба — не знает никто.
В Соединенных Штатах многие допускают, что серьезная война с Китаем здесь неизбежна. Притом, высокие чины Пентагона, владеющие всей полнотой информации, уже заявили, что в ее неядерном варианте победа некогда всесильной Америке сегодня уже не гарантирована.
Так, шоком для американцев стало горькое признание главы Тихоокеанского командования США адмирала Филлипа Дэвидсона, сделанное в Конгрессе в апреле нынешнего года: «Ввиду изменения расклада сил в Южно-Китайском море полная вероятность того, что США выиграют войну с Китаем в данной зоне, уже не гарантируется».
Откуда этот адмиральский пессимизм и почему для Пентагона сегодня буквально свет клином сошелся на лихорадочно осваиваемом китайцами архипелаге Спратли?
Прежде всего, следует иметь в виду, что, как полагают многие эксперты, юридически острова этого архипелага — и не острова вовсе, а рифы. По этой причине в июле 2016 года постоянная палата третейского суда в Гааге по иску Филиппин постановила, что у Китая нет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море.
Но Китай здесь дерзко бросает вызов и политике, и природе. Он уже несколько лет быстро превращает бывшие рифы в полноценные острова, намывая всюду, где возможно, горы песка. Затем строит на них защищенные стоянки для кораблей и судов, современнейшие аэродромы, стартовые позиции для ракет различного назначения, подземные арсеналы, командные пункты и т. д. Попутно заявляя о своих территориальных водах вокруг. А еще — о растущей прямо на глазах 200-мильной исключительной экономической зоне, в которой другим странам нельзя без разрешения Пекина ловить рыбу, добывать нефть и газ.
Но главное, что беспокоит США: стремительно возникающие военные базы НОАК на архипелаге скоро позволят Пекину при желании вытеснить Штаты не только из Южно-Китайского моря, но и из Океании.
Вот как это сформулировал несколько месяцев назад уже упомянутый адмирал Дэвидсон: «Как только острова будут оккупированы, Китай сможет расширить свое влияние на тысячи миль к югу. И начнет распространять свою власть вглубь Океании. НОАК (Народно-освободительная армия Китая) сможет использовать эти базы, чтобы бросить вызов присутствию США в регионе. А любые силы, развернутые на островах, легко сокрушат армии других претендентов на власть в Южно-Китайском море».
А в тысячах миль к югу, между прочим, Малаккский пролив — важнейший 805-километровый транспортный коридор между Тихим и Индийскими океанами. Через него проходят важнейшие торговые пути, по которым ежегодно перемещаются товары на триллионы долларов. Таким образом, бороться Вашингтону действительно есть за что. Очередным острым эпизодом этой борьбы и стал конфликт между китайским и американскими эсминцами 30 сентября. Разрабатываемая Пентагоном внеплановая, но чрезвычайно масштабная демонстрация силы Тихоокеанским флотом ВМС США (а он, в свою очередь, состоит из 3-го и 7-го флотов с приблизительно 200 кораблями и подводными лодками, 1200 самолётами и более 130 тысячами моряков, лётчиков, морских пехотинцев и гражданской обслуги), назначенная на ноябрь, тоже пока лишь эпизод.
Во все ожесточающемся противоборстве с Китаем американцы надеются приобрести могучего союзника — некогда нейтральную Индию. И этот антикитайский альянс все возможнее. Во всяком случае, премьер-министр Индии Нарендра Моди уже публично выразил желание присоединиться к военным акциям Вашингтона, направленным на «ограничение геополитических стремлений Китая». За словами последовали дела — минувшим летом в Тихом океане впервые с участием вооруженных сил Индии, Японии и США прошли совместные военные учения «Malabar-2018».
Однако при чем тут Россия? Где архипелаг раздора Спратли, а где — наш остров Сахалин?
Дело в том, что еще несколько лет назад Вашингтон полагал возможным добиться военного нейтралитета Москвы в своем гипотетическом вооруженном конфликте с Китаем на Тихом океане. Но политические события последних лет все больше убеждают руководство Штатов, что подобные расчеты могут и не сбыться.
Во-первых, Россия на этом ТВД и сама вступает во все более очевидное противоборство с Соединенными Штатами. Достаточно вспомнить ставшие регулярными патрули наших стратегических самолетов-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160 вдоль границ с Аляской, Канадой и у тихоокеанского побережья США. Или быстрое восстановление заброшенной было в 90-е годы военной инфраструктуры в Арктике и на Чукотке.
А во-вторых, недавно завершившиеся крупнейшие после 1981 года стратегические командно-штабные учения ВС РФ «Восток-2018» впервые в истории прошли с участием тысяч китайских военных. В чем легко разглядеть контуры будущего возможного военного союза между Москвой и Пекином. Противник очевиден — армия США. А все усиливающиеся экономические санкции американцев против двух наших стран делают очертания такого оборонительного союза все более осязаемыми.
Одна беда для нас: в случае появления в ноябре штатовских авианосных ударных групп вблизи Курильских островов и Сахалина противопоставить им на море России практически нечего. Наш Тихоокеанский флот сегодня представляет собой печальное зрелище.
Самый «молодой» его крупный надводный корабль — БПК проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» получен аж в 1992 году. Но и он в эти минуты все дальше от родных берегов. 2 октября «Адмирал Пантелеев» вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг» и большим морским танкером «Борис Бутома» вышел из Владивостока. Этот отряд, как объявило командование, «направляется в Азиатско-Тихоокеанский регион для выполнения учебно-боевых задач».
Тревожность ситуации в том, что, когда в Москве и Владивостоке планировали этот дальний поход, никто не мог иметь в виду, что американцы намереваются через месяц затеять нечто демонстративно-грандиозное у наших и китайских берегов. И теперь «Варягу» и «Адмиралу Пантелееву» хоть срочно бросай все и на всех парах возвращайся к Курилам и Сахалину олицетворять российскую военно-морскую «мощь» на Тихом океане.
Из досье
Сегодня главной ударной силой ТОФа служит 25-я дивизия подводных лодок (Камчатка) В ее составе пять атомных ракетных подводных крейсера стратегического назначения: три проекта 667БДР («Кальмар») и два новых «Борея» проекта 955.
Из надводных кораблей 1-го и 2-го ранга, кроме упомянутых «Адмирала Пантелеева» и «Варяга», в дальние походы в состоянии выходить один ракетный эсминец проекта 956 («Быстрый») и два больших противолодочных корабля проекта 1155 («Адмирал Трибуц» и «Адмирал Виноградов»).
Между тем, перевооружение флота начато с корветов. Летом 2017 года в состав ТОФа включен первый такой корабль проекта 20380 «Совершенный» Недавно во Владивосток на сдаточную базу прибыл корвет «Громкий». На Амурском судостроительном заводе строятся «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий».
Для действий на Тихом океане в Санкт-Петербурге строят шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка».