Истерики, связанные с выборами на Донбассе и визитом Путина в Париж, несправедливо затмили одно весьма важное геополитическое событие, случившееся в минувшую пятницу в Москве. А именно: встречу главы МИД РФ Сергея Лаврова с официальной делегацией движения «Талибан».
Любопытно то, что эта встреча произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Большинство комментаторов из шароварно-либерального лагеря разразились лавиной комментов на предмет сотрудничества России с террористами.
При этом, никто из них почему-то не дополнил свой поток сознания фактами о том, что:
а) Российские политики поддерживают связи с группировками талибов, которые выступают за дипломатическое урегулирование ситуации в Афганистане, и избегают контактов с группировками, пытающимися дестабилизировать ситуацию в стране;
б) Вашингтон, до недавнего времени отказывавшийся взаимодействовать с талибами, в июле этого года провёл первые прямые переговоры между представителями движения «Талибан» и сотрудником администрации США. Более того, при содействии США был создан офис талибов в столице Катара Дохе. Именно туда уже трижды в этом году наведывалась Элис Уэлс, первый заместитель помощника госсекретаря;
в) Из-за потерь, которые США несут в Афганистане, уже в октябре спецпредставитель США по Афганистану пытался подтолкнуть талибов к полноценным переговорам по мирному процессу;
г) США имеют в планах договориться с талибами о «мирном завершении вторжения» Запада в Афганистан. Однако, есть требование «Талибана» вывести все иностранные войска из Афганистана.
д) Именно у России есть план раздела власти между поддерживаемым США Кабулом и «Талибаном». Однако, для начала необходимо, чтобы стороны афганского конфликта признали друг друга равноправными партнерами и сели за один стол. До сих пор это не удавалось никому;
е) В пятницу Россия провела переговоры между «Талибаном» и Высшим советом мира Афганистана. Это национальный, но при этом неправительственным институт. Обе стороны (официальный Кабул и «Талибан») всячески подчеркивали, что эта конференция не представляет собой непосредственные мирные переговоры. Однако, в этой встрече приняли участие делегаты противоборствующих сторон в Афганистане, а также представители Ирана, Китая, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. Т.е. первый шаг на пути к диалогу всё же был сделан.
ж) Официально Россия продолжает называть «Талибан» террористической организацией. Однако с 2007 года Москва неофициально поддерживает дипломатические связи с членами движения «Талибан».
з) Активность талибов никогда не была зафиксирована на территории России, равно как и в других странах СНГ, в том числе в Центральной Азии.
и) Поскольку «Талибан» и ИГИЛ* являются идеологическими противниками, Россия считает боевиков-талибов, действующих в районах Западного Афганистана, где расположены мощные плацдармы ИГИЛ, полезными военными союзниками.
к) Серьезной проблемой для России является преступность, связанная с наркотрафиком из Афганистана в Центральную Азию. Поэтому члены движения «Талибан», которые выступают против незаконного оборота наркотиков, становятся партнерами в прагматическом плане.
Итак, Россия сотрудничает с «Талибан» потому что: в этом регионе на кону стоят её национальные интересы; талибы требуют вывода войск НАТО с территории страны; Россия готова вместо США заняться урегулированием ситуации в регионе.
Согласитесь, этого вполне достаточно для сотрудничества.
Более того, участие «Талибана» в московской конференции может помочь признанию их в качестве субъекта международных отношений, что талибы не смогут не оценить.
Плюс, как заметили наши зоркие наблюдатели из твиттера, талибов плавно вычёркивают из списка запрещенных в России организаций.
А это явно свидетельствует о наличие неких договорённостей. Каких именно - со временем узнаем.
В сухом остатке, именно Москва вводит «Талибан» в правовое поле переговорного процесса. Как показали предыдущие десятилетия, война в Афганистане может длится вечно. Поэтому пора начинать процесс её завершения. Однако, это противоречит интересам США.
Поэтому в ближайшее время никаких кардинальных подвижек в этом вопросе не предвидится.
Но! Что важно. Талибы отказываются от любых контактов с Кабулом и настаивают на прямых переговорах с США. Параллельно, конференция в Москве, сам факт которой - уже сенсация, продемонстрировала российское если не влияние, то, как минимум способность вести конструктивный диалог с одной из сторон афганского противостояния.
Т.е. в конечном итоге решать афганскую проблему будут Россия и США.
И если всё получится так, как задумали на Смоленской площади, Россия по множеству пунктов получит важные геополитические профиты.
Потому диванные эксперты могут сколько угодно возмущаться, иронизировать и играть в предсказания и аналитику, однако, сотрудничество России с талибами - важная стратегическая задача, напрямую обусловленная интересами нацбезопасности.
И это нужно если не понимать, то хотя бы принять. Как данность. И перестать позориться, демонстрируя свой «мышиный горизонт», даже если в его основе лежит очередная заказная попытка дискредитировать Россию.