Как Медведев и Румас преодолевали непреодолимые разногласия между нашими странами
В подмосковных Горках состоялись российско-белорусские переговоры на уровне премьер-министров завершились, продлившиеся почти 7,5 часов, включая получасовую закрытую встречу Дмитрия Медведева и Сергея Румаса.
«Мы планировали сделать это в течение двух часов, но получилось чуть-чуть дольше, что неудивительно, поскольку это сверхсложный набор тем, очень важный для наших стран», — заявил глава российского правительства на пресс-конференции.
Он также рассказал, что значительная часть дорожных карт по интеграции двух стран согласованы. Это подтвердил и его белорусский коллега. По словам Сергея Румаса, готовы к подписанию не менее 20 дорожных карт.
Он рассказал, что участники переговоров провели колоссальную работу. «Всего 31 дорожная карта, включая более 700 мероприятий. Из них к сегодняшнему утру около 40 мероприятий по дорожным картам не были согласованны госорганами и в течение этих семи часов мы подробно прошлись по каждому из этих расхождений». Румас отметил, что не менее половины из этих несогласованных позиций удалось привести к консенсусу.
Он также обратил внимание на то, что «остались сложные вопросы, по которым не удалось найти сегодня развязку».
«Но это не значит, что развязок по ним не существует. Мы дали дополнительные поручения госорганам проработать». По его словам, изначально там было четыре неурегулированных вопроса, сейчас их осталось всего два.
«Они сложные и, наверное, по ним главам государств будут предложены развязки», — заявил Румас. Он также подчеркнул, что дальнейшая интеграция в рамках Союзного государства возможна только в увязке наиболее острых проблем двустороннего сотрудничества, прежде всего — вопроса формирования цен на газ и нефть.
Двумя днями ранее об условиях интеграции, сопряженных с финансовыми претензиями со стороны Минска говорил и белорусский президент. Причем, в весьма резкой форме. Так будет ли найден компромисс при таких разногласиях? Приблизила ли его встреча глав правительств?
— За порой достаточно жёсткими высказываниями обеих сторон стоят на самом деле уже некоторое время назад обозначенные позиции, — считает исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Москва заявляет о прямой зависимости между принципиальным вопросом наших отношений, связанным с интеграцией в рамках Союзного государства, и второстепенными, производными от этого пунктами, которые должны решать, право слово, бухгалтеры и экономисты, а не премьер-министры. Минск, очевидно, считает, что сначала следует внести ясность в производные вопросы, а затем идти к подписанию перспективных «дорожных карт». История напоминает известный торг про деньги и стулья. Хотя выход из этого спора, очевидно, лежит в одномоментности того и другого, а не в попытках разграничить по времени эти вопросы.
Вопросы цены на энергоносители, российской военной базы на территории Белоруссии или компенсации Минску стоимости охраны общей границы Союзного государства — не бином Ньютона. Вопрос не в том, что их нельзя решить, а в том, исходя из каких предпосылок это будет делаться: из создания Союзного государства в настоящем смысле слова или из оттягивания процесса на неопределённый срок с неясными перспективами. И здесь уже совершенно разное ценообразование — в прямом и переносном смысле слова.
«СП»: — Как бы вы оценили прошедшую встречу Румаса и Медведева? Она приблизила нас к подписанию «дорожных карт»?
— В Белоруссии и России — персоналистская система власти, от встречи вторых лиц двух стран никто не ожидал прорывов. Исходя из того, что стало доступно в публичном пространстве, стороны переговоров обозначили те позиции, которые уже были известны. Переговоры, очевидно, будут продолжаться до самого «часа икс», когда бы он ни наступил.
«СП»: — Что, по-вашему, будет в этих дорожных картах? В чем будут заключаться конкретные обещанные шаги по интеграции?
— На выходе для конкретного человека, как в физическом, так и в юридическом качестве, Союзное государство должно предполагать, что гражданин Белоруссии в России будет обладать теми же правами и обязанностями, что и россиянин, и наоборот. Собственно, «дорожные карты» — это переработка и углубление тех документов, которые существуют уже сто лет в обед (точнее, двадцать) и касаются гармонизации законодательства, финансовой сферы, экономических отношений, внешней политики. Разумеется, в документах должны быть обозначены и наднациональные, они же общесоюзные, органы власти Союзного государства, чтобы этот проект не был персональной унией двух нынешних глав Белоруссии и России.
«СП»: — Почему через почти 20 лет существования СГ сейчас озаботились продвижением интеграции? Как далеко она может зайти?
— Интеграция может зайти далеко ровно настолько, насколько готовы пойти лидеры двух стран. Здесь каких-то внешних ограничений не существует. Мир вообще разнообразен, были и есть разные политические системы, может существовать и Союзное государство в единственном числе как уникальное явление. Собственно, все ограничения по этой части, как и разруха, — в головах. Скажем, некоторые чиновники говорят, что формат белорусско-российской интеграции — это «ни в коем случае» не конфедерация, как если бы конфедерация была чем-то плохим или «расстрельным».
Интенсификация переговоров по Союзному государству вызвана многими причинами. От уроков украинского кризиса — не было бы счастья, да несчастье помогло, — до нерешённых вопросов трансфера власти и в Белоруссии, и в России. Кроме того, есть понимание, что время работает строго против Союзного государства. Мы часто как-то на автомате произносим бессмысленные фразы в духе «99% наших граждан поддерживают то-то и то-то» (в данном случае — интеграцию), хотя соцопросы дают иные данные. Собственно, чем моложе опрашиваемые, тем с большим равнодушием они смотрят на Союзное государство. Поэтому «сейчас или никогда» — это как раз про белорусско-российскую интеграцию.
«СП»: — Часто можно встретить утверждение, что Румас прозападный политик. То же говорят о главе МИД Владимире Макее. Обоих СМИ часто рассматривают как потенциальных преемников Лукашенко. Могут ли они таковыми стать, и чего от них ожидать в таком случае?
— На прошедших в воскресенье парламентских выборах в Белоруссии ни один кандидат от тех партий, которые относят к прозападным, в Палату представителей не попал. Насколько возможно существование в стране прозападного премьера и одного из ключевых министров при отсутствии прозападных сил в парламенте — неоднозначный вопрос.
Любые персональные прогнозы относительно преемников президента Лукашенко, как и Путина, не имеют смысла в силу очевидных причин. Однако мало сомнений в том, что в обоих случаях будет попытка нормализовать отношения с Европейским союзом и США. Поскольку нет уверенности, что такого рода «перезагрузка» не будет в ущерб Союзному государству, целесообразно подписать и ратифицировать интеграционные «дорожные карты» при нынешней администрации в Минске и Москве.
— Переговоры премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с его белорусским коллегой Сергеем Румасом — один из важнейших этапов перед встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко, на которой должны быть приняты дорожные карты, — напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Процесс их согласования оказался очень быстрым, ведь только в сентябре был дан старт проекту совместной программы действий по реализации договора о Союзном государстве. Такого плотного и конструктивного этапа в рамках развития Союзного государства не было еще никогда прежде, поэтому тут есть повод для оптимизма. До окончательного подписания этих дорожных карт еще предстоят сложные переговоры. Сначала они завершатся на уровне премьер-министров. А самые сложные темы, которые касаются вопросов энергетики и тарифов, перейдут уже на самый высокий уровень — эти вопросы обсудят между собой президенты. До этого премьер-министры проведут еще одну или две встречи, на которых попытаются согласовать те темы, в которые нет необходимости вмешиваться президентам.
«СП»: — То есть можно смотреть в будущее с оптимизмом? Встреча была продуктивной?
— 31 дорожная карта — это большой объем, поэтому тот факт, что большую половину из них уже согласовали — это хороший результат, который позволяет работать дальше. Основная проблема — обсуждение тарифов в сфере рынка газа, нефти и электроэнергии. Белоруссия настаивает на таком тарифном плане, по которым работают российские регионы. Российская сторона готова к более рыночным отношениям и хочет разграничивать тарификацию для внутреннего рынка и внешних. Это вопрос торга. Александр Лукашенко в своей манере лоббирует белорусские интересы по этому направлению, заявляя даже о том, что не подпишет дорожные карты, если не будут выполнены его условия. Но к такому стилю белорусского президента российская сторона уже давно привыкла.
«СП»: — Лукашенко ранее очень резко выразился…
—Лукашенко выдвигает максимальные требования, на которые российская сторона точно не пойдет, а значит, что компромисс будет найден где-то посередине, то есть обе стороны пойдут на компромисс. Когда белорусский президент говорит, я что этот уровень интеграции в рамках Союзного государства не выгоден Белоруссии, то он блефует. Это выгодно в первую очередь Белоруссии, так как дает белорусской стороне больше прав для доступа на российские рынки, а для Москвы в этом шаге больше политики, чем экономики.
«СП»: — Почему наполнение формата Союзного государства смыслом и содержанием началось только сейчас?
— Потому, что готовы обе стороны, сейчас сложился подходящий исторический момент. При своем появлении было понятно, что СГ — это формат на будущее, это скорее декларация о намерениях. Но тогда стороны были не готовы к работе, всех устраивал тот формат отношений, который существовал между Москвой и Минском — он всегда был достаточно близким и открытым. Позже появились новые интеграционные форматы — сначала Таможенный союз, потом Единое экономическое пространство. Москва и Минск сосредоточились над ними, при работе над которыми сумели выстроить работу, чтобы наконец-то вернуться и к формату Союзного государства. Можно сказать, что форматы ТС и ЕЭП заложили базу для реализации формата Союзного государства.
Сфера торговли — наиболее понятная при таких переговорах сфера, по ней проще сформулировать дорожные карты, по которым предстоит работать. Но Союзное государство — это не только про вопросы экономики, но и про политику, про идеологию и про культурное взаимодействие. С другими блоками пока возникают сложности, эти вопросы почти не обсуждаются и не поднимаются, хотя накопилось достаточное количество кейсов, требующих обсуждения между сторонами. Например, языковой вопрос и процесс нациестроительства, отношение к которым у Минска изменилось после 2014 года. Мы видим, как в Белоруссии реализовывается процесс дерусификации. Рано или поздно этот вопрос придется обсуждать, а России придется выдвигать требования по защите русского языка и интересов русскоязычного населения Белоруссии. Болезненные вопросы пока откладывают, так как и по экономическому блоку будут возникать трудности при переговорах, а сначала лучше разрешить их, чем заваливать переговоры новыми темами, которые приведут к разногласиям.
«СП»: — Каким будет следующий шаг?
— Пока рано обсуждать перспективы конфедерации и объединения стран. Для такого решения нужна политическая воля и настрой жителей стран к такому объединению. Социология по таким вопросом регулярно проводится, и её результаты можно назвать рабочими, перспективы существуют. Но в ближайшем будущем может грянуть очередной мировой экономический кризис, во время которого будет не до объединения. Формат Союзного государства либо станет основной для дальнейшего объединения России и Белоруссии, либо станет проектом для следующего шага в развитии Единого экономического пространства по пути еще большей экономической интеграции всех участников формата.