Несколько выпавшая из повестки медиамейнстрима тема беженцев из Африки и с Ближнего Востока вновь дает поводы о себе говорить. Правда, в существенно ином ключе, нежели это было в 2015 году, в разгар миграционного кризиса, когда Европа хором исполняла гимн гуманизму, толерантности и мультикультурализму.
Только что, чуть больше недели назад, в Италии водитель школьного автобуса (выходец из Сенегала) едва не сжег в нем 50 детей в знак протеста против гибели мигрантов в Средиземном море. Просто чудом никто не погиб, хотя автобус сгорел дотла.
И вот уже два дня развивается то ли боевик, то ли драма с захватом беженцами турецкого грузового судна El Hiblu 1 в Средиземном море. Экипаж спас более ста человек. Однако спасенные, осознав, что их собираются вернуть домой, а не доставить в Европу, захватили корабль и направили в сторону Мальты.
И мальтийские, и итальянские власти твердо заявили, что не откроют свои порты. Вице-премьер и министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини прямо назвал захвативших судно пиратами.
Безусловно, именно Сальвини — самая яркая фигура и самый громкий голос «антимигрантской Европы».
Десять дней назад верхняя палата итальянского парламента прекратила в отношении него «дело Diciotti».
Вице-премьер обвинялся судом города Катания в превышении полномочий и незаконном лишении свободы группы людей. История была опять-таки о мигрантах, в прошлом августе подобранных кораблем итальянской береговой гвардии Diciotti в Средиземном море. Тогда по решению МВД спасенным запретили высаживаться в портах Италии и они десять дней провели на борту судна.
Все правые силы сената — и в правительстве, и в оппозиции — дружно выступили в защиту Сальвини. Левые, пытавшиеся удовлетворить запрос суда, были в заметном меньшинстве.
Дошло до смешного. Маттео Сальвини стал настолько заметной и популярной фигурой нынешнего итальянского правительства, что левые даже пытаются разбудить к нему ревность в премьер-министре.
Например, во время недавнего выступления премьера в парламенте оппозиционные депутаты призвали его впустить в страну мигрантов с очередного судна (на этот раз Mare Jonio), продемонстрировав тем самым, что именно он — Джузеппе Конте, а не Сальвини руководит правительством. Впрочем, ставка не сыграла, поскольку Конте попросил не заниматься спекуляциями на частных случаях и заявил, что решение проблемы миграции должно быть структурным, а не ситуативным.
Забавно, но нынешнее правительство Италии, которое стандартно обвиняется в популизме (то есть в заигрывании с широкими массами посредством раздачи невыполнимых обещаний), продемонстрировало менее чем за год впечатляющий реализм и результативность. Во всяком случае, в миграционном вопросе, который в значительной степени и обеспечил их победу на прошлогодних выборах.
Запущенная новым правительством с июня прошлого года жесткая антимиграционная политика привела к тому, что в 2018-м количество нелегалов, прибывших в итальянские порты, сократилось почти на 94% по сравнению с предыдущим годом.
Более того, Рим своей непреклонностью добился изменения в позиции ЕС.
Позавчера Евросоюз продлил на полгода мандат операции «София», в рамках которой военные корабли занимались спасением нелегалов в Средиземном море и доставкой их в европейские (в первую очередь опять-таки итальянские) порты. Мандат-то был продлен, вот только теперь все ограничится наблюдением за происходящим на море с воздуха без задействования флота. Причина все та же — Италия категорически отказывается принимать новых спасенных нелегалов, а без сотрудничества с Римом беженцев просто некуда девать. И Брюссель вынужден пойти на уступки.
Ну а последние инциденты — с автобусом и пиратским захватом — послужили очередным подтверждением правоты правительства в глазах существенной части итальянского общества.
Последствия происходящего видятся даже более масштабными, нежели просто дальнейшее ужесточение политики европейских стран в отношении нелегалов.
Борьба истеблишмента и поддерживающих его леваков с пресловутыми правыми популистами шла — и по сей день продолжается — в рамках двух основных тезисов: «ужас-ужас, фашисты-ксенофобы рвутся к власти» и «эти ничего не умеющие, кроме как кричать на митингах, радикалы доведут страну до катастрофы». Причем тема потенциального непрофессионализма и безответственности популистов действительно весьма актуальна для многих избирателей, даже если им близки их политические взгляды и риторика.
Однако все-таки добившиеся успеха на выборах, эти самые правые популисты, будь то «Лига Севера» в Италии или Трамп в Штатах, нередко демонстрируют куда более высокую эффективность и намного более успешную работу по выполнению предвыборных обещаний, нежели их оппоненты многие годы до этого. Текущая ситуация — очередное тому подтверждение.
Таким образом, иллюзия монополии либерального истеблишмента на ответственное и профессиональное управление государством в соответствии с высочайшими требованиями политической корректности и идеологических догм неуклонно подтачивается в глазах западного электората успехами их оппонентов.
Можно предположить, что неприятные сюрпризы на выборах в западных странах будут ожидать адептов современного либерализма и «рукопожатных» политических сил все чаще.
Кстати, на носу выборы в Европарламент — где у популистов и так ожидался триумф. Мигранты-пираты его явно подстегнут.
Ирина Алкснис, РИА