Чем закончатся волнения в Стране души и откуда ветер дует с призывом свержения власти, понятно многим
На курортах Абхазии сезонное затишье — на градуснике плюс 6, чуть теплее, чем в Москве, пляжи пустуют, редкий курортник рискнет приехать в такую холодрыгу в Пицунду или Гагру. А вот в столице, в Сухуме, «жарко» — зацикливает политический градус, оппозиция захватывает здание администрации президента, ну и, собственно, президента Рауля Хаджимбу пытается свергнуть. В сентябре его переизбрали, сейчас вспомнили, что незаконно, скорее всего, всё прошло, поэтому решили восстановить справедливость. Ну, и на штурм пошли. Здания, в котором никого не было.
Повод тоже нашелся — спустя четыре месяца выразили несогласие с итогами президентских выборов, на которых не набрал должного количества голосов кандидат в президенты Алхас Квициния.В Абхазии любят праздники — там практически каждый день праздник. Среди прочих наиболее почитаем Новый год и, для христианской части населения, Рождество. Новый год предпочитают отмечать по старому, грегорианскому календарю, то есть с 13-го на 14 января — гуляют от всей души. И если абхазы отдыхают, то все прочие дела и проблемы они оставляют на потом, чтобы потом уже в них спокойно разобраться.
Поэтому совершенно неожиданными показались выступления протестующих в Сухуме, которые как раз пришлись на межпраздничный период — вот на 9 января, когда ещё даже во рту не пересохло. Собрались у здания администрации президента и потребовали его отставки. То ли в честь прошедших, то ли в честь наступающих праздников. Собственно, не так уж и важно.
Интересная статистика — в числе «бунтовщиков» называют то 50, то 100, вплоть до 500 человек. Для достаточно небольшого населения Абхазии, которое на 2019 год составляло 242 тысячи человек, это всё равно мизерный процент. Почти как одиночный пикет. Надо полагать, что остальные просто не выходили из-за праздничного стола и глубоко проигнорировали протестные действия. Не потому, что им не интересна жизнь и политика собственной страны, а потому как не было значимого повода для своего изъявления мыслей и чувств. Прогнозируемое изначально массовое выступление на «сухумском майдане» против действующего президента так и не состоялось. Госпереворот как-то не сложился и власть осталась у власти. Но, как говорится, осадочек остался.
Чем нам видится Абхазия? Мандарины уже как-то пожухли и особого спроса не имеют. Остались пляжи и курорты, которые теряют популярность на фоне Сочи и Крыма (там хоть безопаснее). Остаются геополитические интересы. Абхазия — некая прослойка, буферная зона, между оплотом НАТО на Кавказе — Грузией. У нас там группировка, военная база и пограничники. Это исключительно в военном плане и терять такую позицию нельзя. В экономическом плане Абхазия полный «ноль» — сколько бы не вливали туда денег, особого эффекта нет и не предвидится. Весьма сомнителен и фактор развития курортного бизнеса, российские туроператоры ориентированы в большей степени на отечественные черноморские курорты. Можно предположить, что летний сезон-2020 здесь вообще станет самым провальным за последнее время.
Остается территория. И к ней давно и основательно присматривается Турция, где планы по возрождению Османской империи остаются не только на словах. В планах турецкого Генштаба, которые не особо-то и скрываются, Абхазия рассматривается как зона своего влияния. В самые тяжелые времена, еще на рубеже начала 1990-хгодов, Анкара в буквальном смысле слова кормила Абхазию — сюда сплошным потоком шли турецкие суденышки с ширпотребом, в том числе и с продовольствием. Когда Россия не давала практически ничего, Турция возила сюда «гуманитарку» — факт не афишируемый, но хорошо известный.
— Турция планомерно берет под свое влияние Черноморское побережье, особенно территории, где проживает мусульманское население, — говорит военный эксперт Владимир Попов. — Возьмем Аджарию, автономию вроде как находящуюся в составе Грузии. Там уже сплошное турецкое влияние, участие в бизнес-проектах, засилие турецких граждан во всех сферах деятельности. Анкара уже рассматривает Аджрию как свою потенциальную территорию и готова оспаривать это право, в том числе перед США, в готовности разметить в окрестностях Батуми свои военные базы. Следующий шаг Анкары будет направлен именно на Абхазию. Военным путем это сделать достаточно проблематично, а вот на волне смены правительства — вполне удобный вариант. И нынешние провокационные действия в Сухуме, как раз из этой серии.
Абхазы недовольны отношением России — финансовый поток значительно сократился. Недовольны и своим президентом, по той же причине. При Багапше было больше. Даже с юмором стало хуже — команда КВН «Нарты из Абхазии» шутками последние лет десять больше не блещет. Не до смеха в Абхазии. Остается традиционная забава — менять правительство. Пусть даже под праздники. Может, что-то изменится.
Нынешние события в Абхазии, где намечался маленький переворот, не обошел вниманием средства массовой информации — события в Сухуми появились в новостях, в том числе и мировых. Впрочем, продолжения не последовало, тем более, что обошлось без стрельбы, разгона демонстрантов тоже не было, ну так, пошумели немного и разошлись. Впрочем, продолжение этой истории несомненно последует — Абхазию еще будут делить. Скорее — отделять от России.